Primitive & Wood

Авторские аксессуары для вышивки

Беседа с дизайнером Еленой Евтеевой

Итак, с радостью начинаю цикл публикаций-бесед с нашими дизайнерами схем в стиле примитив.
Мне захотелось, что это интервью было беседой двух друзей, неформальным и теплым.
Присоединяйтесь к нам, понадобится большая чашка чая!


Лена, привет!
Интервью принято начинать с вопросов о том, как же все начиналось в твоей личной истории. Но я уже знаю небольшой кусочек! Ты выкладывала в Инстаграм очень интересный пост о том, как твоя мама, будучи беременна тобой, совершенно непонятно почему купила три книги по искусству Урала.
Процитирую часть:
"Спрашиваю маму зачем купила, говорит чувствовала что надо, хотя к ним никакого интереса никогда не питала. Зато я, будучи ещё в животе намекнула маме - бери. Это мои любимые книги до сих пор!) Они были убраны далеко в шкаф, на самый верх.  Я брала стул, доставала их и перелистывала снова и снова... это был восторг! Безмерная благодарность маме за это! Она даже не представляет, как эти книги повлияли на мой вкус и на моё творчество".

Признаюсь, я нашла одну книгу "Народная роспись по дереву. Искусство Прикамья" и полистала. Она и правда замечательная, с большим количеством иллюстраций старинной росписи, полная архаического очарования. Неудивительно, что в раннем возрасте ты попала под ее влияние.
Расскажи, что еще вдохновляло маленькую Лену и о каких профессиях ты мечтала?
Я помню, что года в 4 хотела быть гончаром, возможно, оттуда и растут ноги моей любви к керамике.

Я творческий ребёнок в абсолютно не творческой семье) Мы жили в маленьком городке в Пермском крае, иногда мы приезжали в Пермь к бабушке с дедушкой, кстати именно там и хранились эти 3 книги об искусстве Прикамья, так вот - это было прекрасное время - начиналась культурная программа, кукольный театр, парки, а в один прекрасный день я попала в нашу художественную галерею и краеведческий музей и влюбилась! Почти в каждый приезд я просила сводить меня туда, на что получала вопрос: "Что, опять?" Да, опять)
А так, я обычный ребёнок, бегающий во дворе с утра до вечера, были мысли стать ветеринаром (возможно, ещё кем, просто это то, что запомнила), а то,  что я хожу в художественную школу, творю дома, люблю искусство, как живопись так и прикладное, мне не приходило даже в голову связать с этим жизнь) Но всё менялось постепенно)

Ты крутая, в 4 года быть гончаром))

Встреча с бабушками-дедушками всегда полна положительных эмоций, здорово, что тебя еще и культурно обогащали!
Немного с грустью подумала я о том, что мы вот бегали во дворе, ходили в библиотеки и иногда музеи, а у нынешних детей этого почти нет. У нас во дворе вообще дети не гуляют((
Про ветеринара очень милая история, значит, ты любила животных и росла добрым ребёнком. А были животные дома?

Согласна с тобой по поводу детей сегодня(( я тоже по этому поводу думала, особенно явно ощущаю контраст жизни, когда из большого города миллионника приезжаю в маленький городок/деревню. Дети разные.
У тебя, кстати, очень красивый город, смотрела фото как-то.
Животных люблю, мечтаю о большой собаке.
У меня был кот, большой и рыжий, который прожил очень долго, и у нас в городке много бездомных кошек, которых иногда кормила. Собаки у меня не было, могу только догадываться, как сложно воспитать, но пока я только представляю, как буду с ней обниматься и будем брать с собой на природу.
А сейчас у нас дома живёт кот, он постоянно "тарахтит" и мурлычет нам на радость. Сын называет его своим другом/братиком. Вот если вдруг и когда-нибудь у нас всё же будет собака, я попрошу у тебя совета как мне не переборщить с "ути-пути"))

Лена, невозможно не переборщить с "ути-пути")) Иногда я превращаюсь в воркующую соплю))

"ути-пути" в смысле помимо обнимашек и тисканья нужно будет научить слушаться, в туалет учить терпеть, это мне кажется сложным)

Животные - большая радость! И в общем-то неважно, какая дома живет зверушка, если она любима и счастлива.
Расскажи, что еще тебя вдохновляет? В твоих дизайн ощутимо чувствуется влияние русских промыслов (назову это так, довольно общО), корни... Где это черпается? Ну, помимо, тех прекрасных книг, поразивших тебя в детстве. :)

Вдохновение - это мгновение, которое рождается спонтанно и нет какого-то определенного источника. Меня может вдохновить какая-то атмосферная картинка или музыка, движения, танец. Кстати, ты пробовала когда-нибудь танцевально-психологическую практику? (наверное, это звучит пугающе)) Оо, это нечто, попробуй обязательно при возможности) Это когда погружаешься в танец, в себя, движение через образы... ух)
И знаешь, даже грусть и одиночество может быть вдохновением, когда в своих мыслях полностью, обычно в этом состоянии рождаются стихи или песни.

Вдохновляют люди! Своим талантом или историями, внешностью, голосом, рассказами. У нас в крае много фестивалей и мероприятий с этно-уклоном... один из них проходит под открытым небом в архитектурно-этнографическом пространстве, это какая-то магия! Живая потрясающая музыка, интересные люди, мастера, венки на девушках, красивые платья, да босиком по траве, добрые и счастливые глаза людей вокруг и всё такое "настоящее". Когда попадаешь в такую атмосферу, заряжаешься этим. Особенно, когда общаешься с людьми, которые на одной волне или музыкантами, мастерами.

Природа - основной источник силы для меня. Это отдельное место в моей жизни. Бескрайние просторы, вот поднимаешься на гору и дух захватывает... Или детали... например, я люблю рассматривать рисунки жучков- короедов, они просто фантастичны!!! Это же искусство!) Мне нравится сухой борщевик) Я знаю, он ядовит и вреден, но при этом я вижу в нём красоту. И так можно пройтись по многому, природа удивительна)
В 1 классе мы заполняли анкету, которую нам отдали гораздо позже, одним из вопросов был "О чём вы мечтаете?" я ответила " я хочу навсегда остаться жить в лесу". Думаю, что тогда мой ответ сильно напугал детских психологов ) Но по сути, моё желание со временем не сильно-то и изменилось. Мне 30 и я хочу домик рядом с лесом и рекой. Ощущать природу каждой клеточкой кожи. Когда мы с мужем ездим в походы и если рядом горы, то я обязательно на них кладу ладонь и думаю, что этот камень видел так много! Как менялась природа, возможно, мамонтов и динозавров, и вот я..., я его трогаю - это такая сила! Я живу на Урале, а уральские горы самые древние горы на Земле. В общем, я очень люблю свой край!))

Я не знаю как меньше писать) вот правда, я себя сокращаю...
Было бы здорово как-нибудь пообщаться в живую)

Как все-таки у нас много общего! Я тоже подпитываюсь от нахождения на природе, завораживаюсь узором коры и всем, что можно найти в лесу...
С вдохновением разобрались.
Подобрались к самому сокровенному :)
Расскажи, как происходит создание дизайнов? Что возникает первым? Ассоциация или сразу картинка? Или, может, настроение? Если сложно рассуждать абстрактно, то можно на примере одного из твоих дизайнов.

Всегда по-разному, но по сути, это чистой воды экспромт. Всё складывается само собой, без заготовок, я просто сажусь рисовать и полностью отдаюсь творчеству.
Например, схема "Морозные узоры" была создана по чистому вдохновению, даже без изначальной задумки, я просто рисовала, что мне нравится, соединяя всё воедино и уже по ходу работы я понимала, что должно получиться в итоге. Исключение схема "Макошь",  я сразу знала, что хочу сделать оберег с этой Богиней, у неё есть свой знак и образ, который мне нужно соблюсти.

Бывает, что рисую листик, за ним цветочек и понеслось. Или мне хочется нарисовать птичку, но я не знаю, какая она будет в итоге, опираюсь на внутреннее настроение.
Было, что полностью всё удалялось, было, что всё рисовалось на одном дыхании. А было, что я начинала рисовать одно, а получалось совершенно другое. Пример - бесплатная схема "Осенняя прогулка".  Я сначала рисовала просто узоры, хотела сделать небольшой дизайн, где располагались бы полосы с орнаментом, хоть одну полосочку бери и оформляй край салфетки, хоть весь орнамент вышивай, так и так красиво будет, но что-то пошло не так, взяла несколько элементов из орнамента и преобразовала в зонт и листик тыковки.


Здорово! Получается, что процесс - абсолютное творчество, без плана и установки производительности. Мне нравится! Я сама работаю также, хоть и держу планы в голове.
А как на счет антуража?
Когда ты садишься рисовать, как должно быть вокруг?
Тихо, темно, с музыкой, без? Кофе?))
Нужен ли тебе определённый промежуток времени, чтобы ты точно знала, что сможешь прорисовать спокойно два часа или ты можешь присесть и даже в свободные пару минут поработать над дизайном?
Я заметила по себе, что если у меня есть, допустим, 15 минут, я знаю, что ничего путного за них сделаю :)) Для созидательного процесса мне требуется от 40 минут до 3 часов, за 15 минут я только-только сосредоточусь и настроюсь на нужный лад. Вот такая я улитка)

Сейчас будет стандартная история "ожидание/реальность")

Ожидание: дома спокойно и никого, любимый на работе, ребёнок в садике. Музыка, рядом гигантская кружка кофе с молоком (про кофе ты была права
) и шоколад, передо мной запасы ниточек и ткани, я спокойно сижу, подбираю цвета, ухожу полностью в творческий процесс, иногда попутно смотря различные книги или картинки, где можно поймать вдохновение или нужные знания по форме или цвету. Да и просто в окошко глянуть, улыбнуться миру и опять пойти рисовать)


Реальность: я сижу на работе и при малейшей возможности рисую схему.  А возможность бывает тогда, когда мало работы. Телефонные звонки и заказчики...брр...
Потом обед, я быстренько кушаю и остаток обеденного времени трачу тоже на схемы, это при лучшем раскладе) Это минут 30 в среднем. Можно сказать, я приспособилась, но не смирилась. Идей много, а схемы рисуются не так быстро, как хотелось бы. Дома рисовать пока не получается.

Но внутренне я с тобой согласна, что за 15 минут только-только настроиться можно. и в идеале никаких звонков и прочих отвлекающих факторов.

Я знаю, что интервью вроде бы у меня, но мне тоже интересно, что тебя вдохновляет) И где ты ловишь вдохновение, и эта работа с деревом!!!) уух)
Это же станок, ты сама полностью рисуешь все наличники и орнаменты?

Я даже немного съежилась внутренне. Вспомнила, как собирала маячки на работе в первый год существования P&W.
Когда есть такие полюса "ожидание" и "реальность", то очень хорошо в голове расставляются приоритеты. Правда, иногда от этого становится немного грустно.
Например, что мы выбрали не ту профессию или еще что-то... Хотя я совершенно не представляю, как можно в 16 лет выбрать профессию на всю жизнь... У меня в 16 лет такая каша была в голове, какая там профессия! Я хотела на философский факультет поступать. Мама была в ужасе))
В итоге, понимание себя появилось только к 30. Хорошо, что вообще появилось, считаю, что мне очень повезло.
Я тебе очень-очень желаю, чтобы твоя идеальная картинка творческого процесса становилась все ближе и ближе к реальной!

Если о моих изделиях говорить, то да, конечно, все рисую, иначе их не вырежешь. Тут есть два моих больших комплекса (вот сейчас, как голая на площади стою :)) - у меня комплекс на счет рисования и мне дико сложно начинать новое, даже самое маленькое.
Я с детства любила рисовать, но меня отдали в музыкальную школу, с рисованием не сложилось, осталось ощущение, что рисовать я не умею. Все попытки как-то самостоятельно это освоить - закончились никак. И вот около 30 ко мне приходит мое дело и я понимаю, что без рисования я не смогу им заниматься. И начинаю осваивать новые графические редакторы, какие-то познания были, но их пришлось углублять. Конечно, я не могу и сейчас сказать, что я умею рисовать, но этот комплекс отчасти сублимирован)) Ну, а на счет нового, что тут скажешь - мне всегда сложно. Старт - самая большая проблема для меня. Например, в пятницу я запланировала сесть рисовать схему. План был уже месяц!! в голове, я искала время, отодвигала... В день Х я почти два часа ходила вокруг да около, чтобы наконец сесть, открыть редактор и начать рисовать. Как перед дипломом, занималась всем, кроме...
В итоге, часа за полтора, база была уже нарисована.
Я не знаю, с чем это связано, но с этой особенностью, как с частью себя, приходится как-то сосуществовать и дружить)) Наверное, постоянная активная деятельность - это моя попытка это побороть.
А вдохновляют меня похожие вещи, как и тебя! Это может быть хорошая погода, лес, природа, хорошее настроение, иллюстрация в книге по народному искусству или просто какая-то тема, которой я раньше не касалась (например, недавно углубилась в подборки фотографий витражей). Какое-то семечко вдохновения попадает в тебя и начинает прорастать, потом растет и расцветает. С момента попадания до расцвета могут пройти минуты, а могут месяцы...

Расскажи, как ты пришла в вышивку? Твоя вышивальная история, она какая, с чего началась, чем продолжилась? Расскажи, ты, как вышивальщица, каких дизайнеров и фирмы любишь? Что тебе самой нравится вышивать?

Вообще, это радостно, что "дело" тебя нашло или ты "дело") И не важно во сколько лет, главное, что вы сейчас вместе)) Меня восхищают люди, которые даже в 60 лет могут начать что-то и открыть "второе дыхание".
И все наши рамки и ограничения всего лишь в голове, человек может многое и это всё навязанные стереотипы обществом и родителями.. пфф )))
(надо самой об этом почаще вспоминать
)
У меня так с пением, как у тебя с рисованием)

На счёт вышивки...
Каждое лето примерно на 2 недели меня отправляли к бабушке с дедушкой в деревню, детей было мало, привезут парочку на выходные и всё. Мне тогда было лет 11, наверное. И как-то раз в очередные сборы в деревню зашли с мамой в магазин и я увидела набор вышивки. Вообще не знала, что это было такое, но было интересно. Мне купили, это был какой-то котик. И вот я в деревне, детей нет, я открываю набор и случилась любовь, я вышиваю до сих пор.
Вышивала какие-то маленькие сюжеты типа зверюшек, потом был большой перерыв, потом рукоделие снова ворвалось в мою жизнь.
Я не скупаю кучу наборов, чтобы купить, должна возникнуть искра между нами.
:)
Мне нравилось вышивать Dimensions, потом стали появляться авторские схемы и тогда я открыла для себя равномерку. Сейчас мне очень нравятся наши дизайнеры.
Для себя я поняла вот что... я не люблю вышивать гиперреалистичные вышивки. Это не моё совершенно. Но я уважаю труд дизайнеров, которые это создают! Просто каждому своё.
Ещё когда училась в художке и когда мы рисовали натюрморты, мне было куда интереснее показать форму и настроение предмета через мазок кисти, чтобы было видно, что это именно живопись, а не идеально "выглаженная" работа. Так и в вышивке, мне интересно создавать и вышивать работы, которые стилизованы, например, вышить розу не 20-ю цветами, а тремя, для меня это интереснее и для дизайнера задачка не из простых, создать объём и форму предмета используя лишь 3 оттенка.
Если вспомнить Пикассо, то многие думают, что он рисовать не умеет, а вот и нет. Он превосходно писал картины, достигнув профессионализма в реалистичной передаче натуры, он начал искать форму, реалистично рисовать скучно.
Как-то вышила оберег в монохроме, простые чёткие формы и я влюбилась в этот стиль, начала обращать внимание на примитивные схемы и вышивки.
И вот мне как-то захотелось вышить себе Макошь, облазила интернет вдоль и поперёк, ну, нет той, что хочу, всё не то. И тут у меня появилась мысль, а что если я нарисую её сама, скачала программу и начала изучать. Так родилась моя первая схема. Потом стала рисовать ещё, затянуло. Потом подумала, а вдруг, кто-то, как и я ищет схемы в таком стиле, так я решила создать свою группу. Сейчас я вышиваю как свои схемы, так и наборы и авторские схемы.


Как же здорово, что любовь к вышивке ты пронесла через всю жизнь с детства.
Вспоминая свои школьные годы, я помню, что на уроках труда мы изучали довольно сложную для маленьких девочек технику - ришелье. Нууу, было с одной стороны интересно, но любовь к ришелье у меня не сохранилась))
А крестиком я попробовала вышивать примерно 10 лет назад. А кажется, что совсем недавно. :))
Согласна с тобой, что передать объем и фактуру несколькими цветами значительно сложнее, чем взять 15 оттенков и кучу бэкстича. Я, как вышивальщица, не люблю многоцветные дизайны с дробными, блендами, четвертшуками и бээээком, километрами бэка)))
Где-то в обсуждениях мне попадалось мнение, что сейчас дизайнеры огромным количеством цветов, использованием неполных крестиков и обилием бэка прикрывают отсутствие мастерства. Я задумалась и для себя сделала вывод, что, пожалуй, это так.
Крайне редко вышиваю подобные дизайны, только если уж очень зацепит сюжет. Недавно вышивала миниатюру, не больше 70х70 крестиков и там было 19 цветов! и бленды! и тьма бэка! И я в очередной раз сказала себе - не, ну хватит. :)

Дааа, киллометры бэка)) застрелиться просто!

 

Мы о многом поговорили и предлагаю попробовать финализировать нашу беседу рассуждением на такую тему:
Как ты думаешь, куда сейчас движется вышивальная индустрия в целом, рынок дизайнов и дизайнеров в России? Есть ли у тебя мысли по этому поводу, следишь ли ты за новинками известных российских и международных фирм?
И какие планы у тебя? У Медведицы? Есть ли в твоих мыслях задумки новых дизайнов?

Мне нравится, что девушки занимаются рукоделием, что спустя много веков наше женское творческое начало не угасло, и рада, что сейчас очень много дизайнеров вышивки, ибо каждая может найти что-то по душе. Нравится, что рукодельницы отвечают большой взаимностью и любовью к русским дизайнерам и от этого, как мне кажется, от такой тёплой обратной связи, хочется творить ещё больше, думаю, со мной согласятся многие дизайнеры))
Мне кажется вышивальная индустрия не стоит на месте, а развивается в своём темпе и очень гармонично, не давая скучать рукодельницам. Появляются новые дизайнеры со своим стилем, новые основы для вышивки, ручное крашения, как тканей так и ниток, это вдохновляет. Также рукодельниц приучают к красоте и эстетике, благодаря различным аксессуарам для вышивки, маячки, бобинки...  это всё рождает вкус, особую любовь к рукоделию и это здорово!

А за новинками я не сказать чтобы особо слежу, просто подписана на странички дизайнеров, которые мне интересны и чьё творчество мне нравится. А за зарубежными уж точно не слежу, не знаю плохо это или нет)
У меня планов вагон и маленькая тележка, хотя нет, большая тележка)) У творческого человека всегда много планов)) Надеюсь всё реализуется, так что я пока без спойлеров, что я планирую сделать) Надеюсь, что всё сложится хорошо!



Дорогие читатели!
Наша беседа получилась длинной, но мне хотелось, чтобы вы, как и я, окунулись в мир конкретного творческого человека и я надеюсь, что вам это удалось!
Я получила огромное удовольствие от нашей с Леной беседы и очень благодарна ей и за уделенное время и за искренность.
Напоминаю, что ее проект «Медведица» представлен на сайте P&W отдельным разделом, где вы можете найти дизайны Елены.