Primitive & Wood

Авторские аксессуары для вышивки

Беседа с дизайнером Ивитой Прасоловой

Доброго дня, друзья, любители примитивной вышивки и случайно заглянувшие!
Я продолжаю беседовать с дизайнерами схем примитивной вышивки, представленными в каталоге P&W.

Сегодня героем моего интервью стала Ивита Прасолова, автор и основательница The Bluebird Needleworks.

Жду вас с чашкой чая\кофе в продолжении...

Ивита, привет!
Я знаю, что кроме тебя, творческой единицы, в твоей семье есть еще один творческий человек – твой муж. У меня в голове сразу рисуются две идиллические картинки, одна, где ты сидишь рисуешь, а он наигрывает что-то на гитаре, другая, когда вы оба в творческом запале и вам лучше не мешать :)) Приоткрой завесу тайны, как все обычно бывает?

Привет! Мой муж учёный, математик, хотя и увлекается серьезно музыкой, много лет уже поёт в ансамбле а капелла. Впрочем, это только больше говорит о нём, как о творческом человеке. Когда мы оба работаем дома (а такое происходило часто и до карантина), то тихо сидим по разным комнатам: я рисую схемы или вышиваю за своим рабочим столом, он разбирает научные статьи или думает над доказательством теорем на кухне.
Тем не менее, в доме очень часто звучат песни из репертуара ансамбля и не только. Я слушаю, и иногда эти песни вдохновляют меня на создание схем. Так, например, было с семплером "Синяя птица". Он посвящен стихотворению Мэри Кольридж, но впервые я узнала об этом стихотворении именно из песни, которую разучивал ансамбль. А что касается гитары, то недавно дочке подарили детскую, и муж наигрывает на ней детские песенки.
Ну и справедливости ради надо заметить, что моя работа стала творческой не так уж давно. До декрета я хоть и работала в сферах культуры и образования, но работа эта была чисто административная, в основном связанная с государственными закупками. В общем, никакого полета фантазии. Меня это тяготило, но жизнь с человеком, который еще в школе нашел свое любимое дело и оно ему до сих пор интересно, сделала своё: я стала больше прислушиваться к себе, размышлять о том, чем я действительно хочу заниматься, и главное перестала бояться. В январе у меня закончился декрет, одновременно дочь пошла в частный детский сад, а я не вышла на старую работу, сосредоточившись на создании схем. Конечно, я пока не зарабатываю столько, сколько раньше. Но пока есть возможность заниматься любимым делом и развивать его, я не хочу отвлекаться на что-то другое.

Очень интересно, что в муже сочетаются, как говорится, "физика и лирика".
Здорово, что есть некое взаимовлияние, вот через стихотворение ты вдохновилась и создала свою прекрасную "Синюю птицу", я обожаю этот дизайн и с большим удовольствием всегда рассматриваю новые готовые вышивки по нему.
Дизайн ведь очень знаковый, в названии твоей группы есть синяя птица.
Расскажи, кстати, почему именно синяя птица попала в заглавие твоего творчества?

Изначально у меня в голове было другое имя. Но когда я нарисовала лазурную птичку (это одна из первых моих схем), то она мне настолько понравилась, что я и проект свой назвала в ее честь. Только потом до меня дошло, что среди российских дизайнеров примитивов птичьи названия популярны: "Совиный лес", "Пуночка". :)

А как ты думаешь, с чем связана наша любовь к птицам?
Потому что я тоже заметила, что P&W-бобинки с птичками неизменно популярны.

Я тут готовила публикацию по женским головным уборам, тоже, кстати, к СП :) И в одном из источников была такая ремарка, что названия головных уборов на Руси часто были связаны с животными, и в особенности, птицами. Ну, на ум, конечно, сразу приходит Сорока.
Да и в традиционной вышивке символика птиц одна из самых популярных.

Я сегодня вышивала свой семплер "Live simply", по которому сейчас проходит СП, а там на первом сюжете изображен дрозд. Дочка (ей три года) подходит и говорит: "Мама, мне так эта птичка нравится, она такая милая!".
В общем, как можно не любить птичек.

 

Раз ты о дочке упомянула, расскажи пожалуйста, как изменилось твое творчество после ее появления?
Помимо того, что конечно, стало меньше времени и больше забот. Возможно, ты иначе взглянула на вдохновение? Или дизайны стали рождаться как-то иначе?

Я начала рисовать схемы уже после того, как дочка родилась, ей было чуть больше года. :) Возможно, отрыв от привычной офисной работы способствовал тому, чтобы прислушаться к себе и понять, что же мне на самом деле нравится. А еще рождение ребенка подарило мне смелость: какое-то время после родов мне вообще казалось, что теперь я могу всё (на самом деле не всё, конечно, но очень многое). :)

О, мне кажется, это очень интересно! Потому что исходя из опыта моих подруг, я вижу, что с рождением ребенка многие испытывают неуверенность в своих силах. Замечательно, что у тебя произошло наоборот :)
Не могу дольше оттягивать этот момент и, конечно, спрошу.
Расскажи, как происходит рождение нового дизайна? вот буквально от того, как появляется идея и как происходит ее интерпретация, перерождение, переосмысление. Мне интересна каждая деталь :)

Это сложный вопрос, потому что с каждым дизайном всё происходит по-своему. Конечно, вначале в голове появляется идея. Вдохновением часто служит музыка, стихи, природа, детские книжки с красивыми иллюстрациями, фотографии старинных вышивок. Иногда мне хочется раскрыть какой-то традиционный для примитивов сюжет. Например, один из самых популярных мотивов в семплерах - это дом. И вот сейчас, сидя на самоизоляции, я нарисовала семплер на тему дома как уютного убежища.

После того, как меня захватила какая-то идея, я открываю программу и начинаю рисовать отдельные элементы и располагать их относительно друг друга. Отдельные мотивы могу перерисовывать несколько раз или вообще выкидывать, если вижу, что по стилю они не очень сочетаются с другими. Ну и, конечно, особый вид медитации — часами переставлять отдельные кусочки на несколько клеток вправо-влево-вниз-вверх и обратно, чтобы добиться гармоничного расположения. :) Также время занимает поиск цитат или подходящих поэтических строк, если сюжет это предполагает и если конкретные цитата/стихотворение не были источником вдохновения. Иногда перед тем как рисовать в программе, я вначале заглядываю в свои запасы ниток и прикидываю цветовую гамму, но чаще я определяюсь с нитками параллельно с процессом рисования.
Заранее на бумаге никаких эскизов я не делаю. Возможно, этим объясняется то, что в результате у меня может получиться что-то совсем далекое от изначальной задумки. Тогда я не расстраиваюсь, а просто откладываю первоначальную идею до лучших времен и радуюсь тому, что нарисовалось.
Но вот наступает момент, когда схема в программе меня устраивает. Тогда я начинаю ее отшивать. Первоотшив обычно делаю сама, т.к. в процессе его я почти всегда вношу небольшие корректировки в схему, меняю какие-то цвета (ох, это мое самое нелюбимое - распарывать!), исправляю опечатки. Иногда приходится вышивать один дизайн по два раза, если я вдруг пойму в финале, что надо было брать другую основу. :) Но я не могу выпустить в продажу схему без отшива, мне надо быть уверенной в результате.
После того как вышивка готова, остаются технические моменты, на которые, тем не менее, также уходит время: фотографии, перевод цветов в палитру DMC, экспорт и верстка схемы, перевод на английский язык для etsy и, наконец, публикация. :)

Спасибо, что поделилась, у меня ощущение, что я заглянула в святая святых :)
На моменте про перешивание и распарывание у меня аж сердце сжалось. Я тоже из тех вышивальщиц, которые не любят распарывать и перешивать. Даже более того, может случиться, что имея необходимость распороть или начать сначала, я могу угаснуть, интерес к дизайну потеряется. Это очень печально, приходится делать паузу. Сейчас нахожусь как раз в такой ситуации, выжидаю паузу, занимая себя другими дизайнами.
Мне кажется, супер-важным и очень правильным, уважительным к твоим покупателям, что ты делаешь отшив нового дизайна.
Конечно, не всегда это возможно, особенно, когда дизайнов много, нагрузка большая. Но это обычно видно, в общем массиве дизайнов художника всегда понятно, предпочитает он\она давать готовый вид вышитой работы или скрин. Например, у Мадам Ла Фи почти все дизайны представлены скринами. У меня это вызывает недоумение...

Для меня, как вышивальщицы, и, думаю, для тебя тоже важно, чтобы у художника был свой стиль.
И, конечно, каждой из нас хочется, чтобы он был, свой узнаваемый почерк.
Про твои дизайны мне чаще всего приходилось слышать такой отзыв: очень лаконичные, много воздуха.
И это действительно так. Скажи, это целенаправленное стремление - давать пространство, воздух в дизайне или получается само собой?

Я надеюсь, что ты другим дизайнерам в своих интервью тоже этот вопрос задашь, потому что мне тоже очень любопытно почитать, как у других проходит рабочий процесс. :)
К переделкам я стараюсь всё же спокойно относиться - это необходимая часть работы, если хочешь расти и развиваться. И у меня обычно упрямость в этот момент включается: хоть распарывать и не люблю, желание доделать и доделать красиво - сильнее.
Насчет воздуха - само собой получается. Иногда даже нарисую что-то с более плотной зашивкой и удаляю, отсекаю лишнее.

Да, конечно, задаю, потому что это то самое, самое интересное. :) Еще мне кажется, что через понимание, как человек работает над чем-то, можно и самого человека понять чуть лучше.

Ох, мне бы твое спокойствие, я ненавижу переделывать. Наверное, это тоже о чем-то говорит))
А в жизни тоже любишь лишнее отсекать и сосредотачиваться на основном?

В жизни мне это сложнее дается, здесь нет кнопок ctrl+z. Но хорошо, что есть муж, у него отлично получается определять, что важно, а что нет. :)

А как начался твой путь, как вышивальщицы? Помнишь первые работы? Что это было? Стала ли ты сразу поклонницей примитивов? Знаю, ко многим эта любовь приходит далеко не сразу.

Я тебе уже как-то рассказывала историю, как еще до школы мы с одной моей подружкой перерисовывали и раскрашивали черно-белые схемы из журналов по вышивке 1990х годов (кажется, это были "Burda" и "Валентина"). Журналов этих у нас дома было немало, т.к. мама тогда заказывала вышивающим знакомым несколько вышивок, и эти работы висели у нас дома, в т.ч. у меня над столом. То есть я еще с дошкольного возраста была окружена вышивкой. :) Кажется, тогда я и вышила несколько своих первых работ размером примерно 50х50 крестиков. Помню мишку, домик желтого цвета, девочку с гусями... Даже не знаю, сохранились они или нет, надо спросить у мамы.

А потом был долгий перерыв до лета после 9го класса школы, когда я наткнулась на ту папку с перерисованными и отксерокопированными из журналов схемами, и мне захотелось вышить один сюжет. Тут как раз мама поменяла работу и стала руководить швейным магазином, а я окунулась в мир наборов для вышивки, которые там продавались. :) Начала с двух наборов от РТО, а потом переключилась на голды от Dimensions, на Тею Гувернер и Lanarte. На этих классических наборах я многому научилась. Кстати, у меня никогда не было запасов наборов и нескольких параллельных процессов: я вышивала один, приходила к маме в магазин и выбирала следующий. :) У меня и сейчас очень скромные запасы наборов и схем.
В университете времени на вышивку стало поменьше, и в какой-то год я вообще не вышивала (самый мой долгий перерыв). Но потом я вернулась к своему хобби, открыв для себя вышивальный интернет и книги зарубежных дизайнеров - Казуко Аоки, Герды Бенгтссон, Вероник Анжанже, Элен ле Бер и других. Году в 2014 я завела блог на blogspot, и это было чудесное время общения с единомышленниками, обмена рукодельными подарками. Тогда же я обратила внимание и на примитивы, в первую очередь на Blackbird Designs. Они как-то сразу зацепили меня своей лаконичной изысканностью, как только увидела их.

Но в то время мои финансовые возможности не позволяли мне покупать нитки ручного окрашивания и схемы из-за границы (да и просто не знала, как это делать), поэтому первые мои примитивы вышиты подбором и, страшно подумать теперь, по фотографиям.

С тех пор утекло много воды, за это время передо мной открылся огромный мир примитивов и сэмплеров, а также всё многообразие изготовленных вручную материалов, без которых я сейчас не могу себе представить примитивную вышивку.

Как чудесно, вышивка окружала тебя с детства. Ну а мама - руководитель швейного магазина, это же как дверь в мир волшебной пещеры Али Бабы)))
Знаю, что участники нашей условной "примитивной улицы" очень погружены каждый в свою работу и не так уж часто мы ходим по прочим группам и следим за новинками индустрии. Иногда на это банально нет времени. Скажи, за кем из современных дизайнеров ты наблюдаешь? Есть любимчики? Чей стиль тебе нравится?

Я стараюсь тренировать насмотренность и следить за творчеством зарубежных дизайнеров примитивов. Конечно, просматриваю новинки Нэшвилля. В этом году очень многое открыла для себя. Но любимыми остаются Blackbird Designs, SubRosa Designs, With Thy Needle & Thread, Samplers Not Forgotten, Plum Street Samplers. Нравятся компании, занимающиеся реконструкциями - Shakespeare's Peddler, Queenstown Sampler Designs, хотя самой мне делать реконструкции не очень интересно, интереснее придумывать свое. Из российских дизайнеров мне ближе всего творчество Ланы Ленской, она талантливая девушка.

Очень интересно! Расскажи, что нового открыла, раз уж затронули эту тему? Может, и я что-то новое узнаю :)

В первую очередь я имела в виду новые для меня имена и названия фирм (для кого-то они могут быть и не новыми). Те же Fox and Rabbit Designs, Lone Elm Lane, Moira Blackburn и другие. Также я постоянно открываю для себя новые материалы, например, недавно попробовала мулине Atalie, лен WDW, на очереди лен Picture This Plus и шёлк NPS. Еще пару месяцев назад я начала смотреть вышивальный youtube (российский и англоязычный), выискиваю каналы про примитивы, конечно.

Вот Lone Elm Lane ты для меня открыла. Как-то я с ними не сталкивалась. Sweet Bird очень понравилась у них!

Lone Elm Lane еще и с деревом работают, кстати. Правда их шейкер-боксы стоят как самолет. :)

Отлично, что ты заговорила про Ютуб.
У меня к нему очень спорное отношение. Я регулярно порываюсь что-то вышивальное там посмотреть, у меня есть порядка 5-7 каналов в подписке, но по факту целиком видео я не смотрю. Потому что мне очень важно, как человек говорит, насколько правильная и интересная речь. Если там 40 минут обсуждения покупок, я помру со скуки, да у меня и нет 40 свободных минут.
И, что самое важное для меня, мало харизматичных персонажей в русскоязычном ютуб-пространстве.
Поэтому с ютубом у меня все печально, обычно я вижу какое-то новое видео, начинаю его смотреть, через 2 минуты расстраиваюсь и выключаю))
Расскажи, кого ты смотришь?
Каким для тебя должен быть ютуб-канал, чтобы было интересно смотреть?

Youtube я смотрю только под вышивку. Оптимальная длина ролика для меня - 20, максимум 30 минут. Кстати, про покупки я люблю смотреть, опять же с точки зрения насмотренности, знакомлюсь с новыми дизайнами и дизайнерами. Очень мне нравится, когда показывают вышивку в интерьере. В этом плане flosstube - это кладезь вдохновения: многие американки снимают свои видео на фоне целых стен примитивов (Brenda and the Serial Starter, Saltbox Stitcher). Грамотная речь и качественная картинка, конечно, тоже важны. Мой любимый русскоязычный видео-блогер - Юлия Шнитка, интеллигентный человек, которого приятно и интересно слушать. Также я всегда с удовольствием смотрю ролики Елены Ветровой, Инны Juges. Из не-примитивов могу назвать канал Маши Дёминой (Little Room in the Attic), ее видео всегда полезные и качественно сделанные. В общем, каналов, которые мне нравятся, немного, большинство я тоже выключаю после 2х минут просмотра. :) Но это исключительно моё мнение, каждый выбирает для себя тот формат, который ему ближе.

Расскажи пожалуйста, какие у тебя ближайшие планы? И есть ли они у тебя? Или творишь по зову сердца, а там как пойдет? Что с участием в выставках, где бы хотелось поучаствовать?

В ближайших планах доделать сюжет  с домом и синей птицей, охраняющей его от всех бед. Также 1го мая вышла новая часть в СП "Live simply", там уже все готово, но я, конечно, буду продолжать рисовать и вышивать оставшиеся сюжеты. Еще у меня нарисовано летнее продолжение сезонных корзин, но там возникла небольшая загвоздка с нитками. В любом случае к началу июня этот сюжет будет опубликован.
Недавно я подтвердила участие в осенней выставке "Формула рукоделия", так что к началу октября выйдет еще несколько новинок, в том числе четвертый, зимний сэмплер из серии сезонных сэмплеров. В голове у меня есть примерный план, что это будут за новинки, а там посмотрим, что успею, а что нет.

Замечательно, что планы есть, пусть все успешно осуществятся ! :)
Хочу завершить нашу беседу таким вопросом (тем более, что сейчас, когда мы в общем-то заперты дома, это очень актуально), как ты отдыхаешь? И, может быть, у тебя будет пара советов-пожеланий для тех, кто уже считает углы дома, от всего устал и от себя в том числе.

Спасибо! :)
Для меня возможность порисовать схемы и повышивать - это уже отдых от домашних обязанностей. Если совсем устаю от вышивки, то обычно достаточно просто поспать (это правда важно) или почитать книгу.

От негативных мыслей также отвлекает элементарная физическая нагрузка, например, уборка в квартире. Вообще я стараюсь не тратить энергию впустую и не расстраиваться из-за того, что я не могу изменить, поэтому ищу плюсы в нынешнем положении: когда бы мы еще провели столько времени в тесном общении с самыми близкими людьми.

 

Дорогие читатели!
Наша беседа получилась длинной, но мне хотелось, чтобы вы, как и я, окунулись в мир конкретного творческого человека и я надеюсь, что вам это удалось!
Спасибо Ивите за уделённое время, за приоткрытие завесы творческого процесса, это всегда очень интересно!
Напоминаю, что её дизайны вы всегда можете найти в разделе каталога The Bluebird Needleworks.